Истоки нравственности
Важность влияния семьи и школы на нравственное и духовное развитие человека невозможно переоценить. Но, к сожалению, очень часто как родители, так и педагоги забывают прививать подрастающему поколению истинные ценности. В результате чего человек во многих случаях не может отличить добро от зла, разобраться в различных нравственных коллизиях и сделать правильный выбор. Как исправить эту ситуацию? «В здоровом теле — здоровый дух», — гласит народная мудрость. Но современный человек обременен не только телесными заболеваниями, но и проблемами своего внутреннего мира. И если от физических недугов фармацевтические компании выпускают всё новые и новые лекарства, то для решения проблем душевных нам уже нужно делать самостоятельные усилия…Важность влияния семьи и школы на нравственное и духовное развитие человека невозможно переоценить. Но, к сожалению, очень часто как родители, так и педагоги забывают прививать подрастающему поколению истинные ценности. В результате чего человек во многих случаях не может отличить добро от зла, разобраться в различных нравственных коллизиях и сделать правильный выбор. Как исправить эту ситуацию?
«В здоровом теле — здоровый дух», — гласит народная мудрость. Но современный человек обременен не только телесными заболеваниями, но и проблемами своего внутреннего мира. И если от физических недугов фармацевтические компании выпускают всё новые и новые лекарства, то для решения проблем душевных нам уже нужно делать самостоятельные усилия. Возможно поэтому мы и закрываем на многое глаза, свыкаясь с посредственностью, просто потому, что так проще всего. В самом деле, разве в стране слепых вы будете чувствовать себя ущербным?
Но давайте же очнемся от сомнамбулического сна и посмотрим вокруг! Почему современная литература настолько низкопробна? Почему она буквально пропитана аморальным эпатажем и нравственной ущербностью, как будто призвана не просвещать человека, а калечить его разум? Почему так мало снимают фильмов с глубоким смыслом и отдают предпочтение кровавым бойням и пошлым комедиям? Почему современные художники нынче не известны на весь мир, а обладают лишь небольшими сайтами и малопосещаемыми салонами? Как известно, искусство есть отражение реальности. И что же? Выходит, что в нашей с вами реальности нет ничего выдающегося, памятного и важного? Разве нравственное растление — это единственно возможный путь? Конечно же это не так. Но почему же мы тогда с этим свыкаемся? А всё потому, что мы, похоже заболеваем апатией, теряя моральные ориентиры, забывая важные во все времена ценности, и стремительно погружаемся в странный мир, в котором царят цинизм, равнодушие, желание наживы и эгоизм.
Оглянитесь вокруг. Много ли людей сейчас готовы поднять голову над материальными проблемами и вспомнить об альтруизме? Похоже, что бездушный материализм – это бич нашего времени. А за ним комплексы, внутренние проблемы и незнание законов морали.
Наши уважаемые партнеры с запада год за годом приучают нас быть лояльными к людям с разными аморальными наклонностями. Иногда даже возникает ощущение, что они всеми силами стремятся разрушить наше национальное самосознание и подменить его откровенно ложными представлениями. И к сожалению, вместо того, чтобы закрыть свой разум для подобного яда, и вбирать из западной культуры только самое лучшее и ценное, мы продолжаем внимать этим разрушительным импульсам. Но Россия — великая страна и среди нас очень много достойных людей, разумных, талантливых, честных… Так сможем ли мы с вами сохранить нашу самобытную культуру? Сможем ли мы передать нашим детям понимание законов морали и нравственных устоев?
Мы знаем, что важнейшие основы закладываются в человека в семье, и стремимся вложить в наших детей всю свою любовь, передать им понимание того, что хорошо, а что плохо. Помимо этого наши дети очень много времени проводят еще и в школе, в которой педагоги тоже могли бы существенно влиять на нравственное становление. Правда учителя, пытаясь угнаться за формальной программой, часто упускают это из вида. Они скорее требуют зубрить огромное количество информации и постоянно ставят за это отметки. Многие из педагогов перестали даже пытаться стимулировать сознательную умственную активность подрастающего поколения. И в результате, посвятить время на уроке долгой беседе о чём-то действительно важном становится непозволительной роскошью. Да и ученики особо не любят глубоко рассуждать, ведь они привыкли к формальному подходу на занятиях. И по всей видимости не имеет смысла обвинять в этом простых учителей, ведь не они лично придумали современную систему образования. Учителя сегодня скорее обслуживающий детей персонал, как было сказано на одной конференции. Всё перевернулось с ног на голову и мудрость в нашем обществе к сожалению перестала ценится на вес золота.
Однако пренебрегать мудростью все же не стоит. Так, например, на уроках литературы педагоги могут помогать школьникам освоиться в мире хороших книг, которые объясняют преимущества нравственного поведения, пробуждают интерес к самостоятельному размышлению и учат обосновывать свою собственную точку зрения. Обсуждая различные ситуации, делая выводы и прогнозируя события, учителя могут передать молодым поколениям понимание тех простых истин, которые разбудят их сознание и смягчат сердца. Почему стоит ценить жизнь? Что такое мораль и почему необходимо следовать ее законам? Как и зачем нужно проявлять любовь и доброту? На многие из подобных вопросов дети порой не знают ответа. Мы обвиняем их в том, что они плохо себя ведут, и порой забываем, что сами не помогли им разобраться в уроках жизни. Уроках морали и нравственности.
Почему бы нам ни взять, например, книгу латиноамериканского философа Дарио Саласа Соммэра «Мораль XXI века» и не обсудить из неё отдельные главы с теми же подростками, которые находятся на перепутье нравственных ориентиров? Можно заметить, что эта книга является не только хорошим подспорьем для подрастающих поколений, но и ценна для любого взрослого человека, который хочет познать себя и сделать жизнь лучше. А всё потому, что она помогает глубоко понять происходящее и найти свой собственный нравственный путь. Возможно именно поэтому «Мораль XXI века» была включена в список рекомендованной Союзом писателей России литературы, так как она позволяет честно взглянуть на себя и многие неприглядные стороны жизни и найти в себе силы для их исправления.
Интересно, что в этой книге хоть и не упоминается прямо о болонском процессе в системе образования, которым сейчас многие так вдохновлены в Европе, но убедительно и точно указывается на её поразительные недостатки и, прежде всего, на дегуманизацию. Основные изъяны современной системы образования Дарио Салас Соммэр видит в обезличенности, едином стандарте, авторитаризме, в информационности, направленной на запоминание, а не на самостоятельное сознательное мышление. Рассуждая на тему безумия современной жизни, он видит один из источников тотального умопомешательства в ошибках системы образования, и справедливо указывает на то, что человек привык уделять внимание в основном своему имиджу и наличию материальных благ, забывая про собственный внутренний мир.
В этой книге также справедливо говорится о том, что современный подход к воспитанию и образованию, к сожалению, пронизывает принцип “казаться”, а не “БЫТЬ”, а навык запоминать информацию ценится гораздо выше, чем способность к самостоятельному мышлению. Подобное “образование” порождает в ученике ментальную пассивность, при которой подрастающий человек просто запоминает предлагаемую ему информацию и даже не в состоянии всерьез допустить, что чему-то можно возразить, а с чем-то можно и не согласиться. Безусловно, такой подход к обучению полностью игнорирует самое ценное в человеке – высшее сознание, без которого любое знание может быть направлено не на моральные и духовные цели. “Современная система воспитания не улучшает людей, а создает неких вымышленных персонажей с малым человеческим содержанием, «электронных людей», поведением которых управляют чипы памяти”, — заключает в книге «Мораль XXI века» Дарио Салас Соммэр.
К сожалению мы растворяемся в общем потоке невежества. Никогда ещё мы не сталкивались с таким объемом различной информации, которую мы уже не в состоянии глубоко осмыслить. Мы скатились до определения уровня наших “познаний” с помощью простого выбора ответа в тестах, почти как в лотерее. Похоже, что штампы – это чуть ли не единственное, что теперь приобретается нами в процессе обучения. Но штампованное поведение не имеет ценности. Значение имеет собственный индивидуальный выбор человека, его осознанное мнение. А ментальные программы и индивидуальное сознание – это вещи противоположного и взаимоисключающего порядка.
Казалось бы все это очевидно, но к сожалению далеко не все заинтересованы в оздоровлении нашего общества. Сегодня например уже многие замечают, что за западе есть силы, заинтересованные в нашем нравственном разрушении. Нас постепенно приучают к аморальности и цинизму, наших детей постепенно развращают, взять хотя бы такое ужасающее нововведение, как школьный секспросвет (или попросту растление наших детей), что, безусловно, губительно для детской психики и в конечном итоге ведет, как нам наглядно показала печальная, но очень поучительная история Содома и Гоморры, к деградации общества.
В этой связи интересно обратить внимание, что недавно, на одном из заседаний Валдайского клуба, Владимир Путин произнес очень точные слова: «Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в Бога или веру в сатану. Эксцессы политкорректности доходят до того, что всерьез говорится о регистрации партий, ставящих своей целью пропаганду педофилии».
Какое же решение видит глава нашего государства? Всё очевидно. Он говорит о том, что противостоять подобным вредным течениям помогут основы морали, национального самосознания и семейных ценностей. Именно они дают возможность человеку выстоять в суетном мире ложных поветрий и искаженной информации. Нам необходимо стремиться к нравственному и сознательному воспитанию, к сохранению духовных ценностей. А семья и школа — это две силы, которые должны, объединившись, помочь спасти мир и сохранить его для наших потомков. Именно в семье и школе человек может получить бесценные знания законов морали, которые не проверяются формальным экзаменом. Главным экзаменатором здесь будет выступать сама ЖИЗНЬ.
И это понимают уже многие. Так, например, в Туле недавно прошла Конференция по защите традиционных духовных ценностей. Эта конференция была очень необычной: лидеры родительской общественности России и правовые эксперты в один голос били тревогу в связи с текущими событиями на семейном фронте, а представители образовательных госструктур зачитывали жизнерадостные отчеты о своей плодотворной работе на ниве защиты семьи. Этот разлад чувствовался уже с самого начала конференции. Почему же, так сложно прийти к единогласному выводу и признать существующие проблемы?
Наверное, все дело в том, что чиновники выполняют то, что от них требуют, а именно, всячески способствуют внедрению инородных законодательных норм. Родители же, общественники и правовые эксперты бьют в набат, призывая всех людей обратить внимание на недопустимые тенденции, внедряемые в наше общество, в систему образования, права и даже здравоохранения.
Давайте же и мы обратим свое внимание на важность морали и семейных ценностей. Ведь нравственность и семья это основа всех основ и цементирующая сила общества, а мероприятия, направленные на их разрушение, неизменно приводят к деградации страны и вымиранию ее народа. Давайте обратим на это внимание, ведь будущее за нами и нашими детьми!
С.Тимирязев