Игратехника, как система смыслообразующей трансценденции
Редкий человек, достигнув уровня социума и заняв на нем какое-то место начинает задумываться о смысле жизни и еще более редкий от своих раздумий переходит к действиям и совершает усилия по поиску этого смысла, что на модели может быть сопоставлено с движением вверх. Эти усилия как правило сопряжены с трудностями, поскольку необходимо двигаться против мейнстрима, образуемого центробежной силой, чтобы приближаться к центру, преодолевая силу социального само-сохранения, которая как правило влияет на каждого человека. Соседи, друзья, родственники, коллеги как правило и предъявляют эту силу духовному искателю – куда ты собрался? На семинар? Совсем с ума сошел…Игра, вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате ее, а в самом процессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и др. тренировками, в особенности исполнительскими его формами.
Большая Советская Энциклопедия,
Москва, 1972
ИГРАТЕХНИКА – это современная система создания актуализирующей среды, позволяющая находящимся в ней субъектам сублимировать текущую проблему и интегрировать ее энергетический потенциал, при этом, в зависимости от свободного выбора субъекта он (она) или открывает в себе принципиально новое качество жизни, или укрепляет уже имеющуюся жизненную позицию.
Свои размышления об игратехнике я начну с базовых предпосылок:
1. Я приму за основу представление о человеке, как способном к само-актуализации и развитию, и трансценденции за свои ограничения. Данное представление активно в последние пятьдесят лет развивается в русле трансперсональной психологии, в частности в работах А. Маслоу. [1]
2. Я также, выдвину предположение, что существует некая предельная стадия развития человека. Обоснование данного тезиса дается в докторской диссертации автора [2]. Для обозначения предельной стадии развития человека я буду использовать термин – ПРОСВЕТЛЕНИЕ.
3. Путь к предельной стадии развития может быть представлен через ряд этапов. Этот тезис является лишь очевидным выводом из предыдущих. Поскольку, как известно из математики, любой отрезок можно разделить на любое количество частей.
Теперь я хочу преступить к более полному разворачиванию идеи развития человека, по модели с рабочим названием — «Волчок». Эта модель была создана рабочей группой Школы Игратехников, и многократно обсуждалась на Интеллект клубах, в период с 1998 года по настоящее время.
Итак,
для начала представьте себе крутящийся волчок, опирающийся на точку.
Будем считать, что точка, на которую опирается волчок это точка откуда — начинает расти, развиваться каждый человек. Сначала человечек растет естественно, поскольку в него встроены механизмы роста на биологическом уровне.
Вертикальная стрелочка – показывает направление развития, но каждый ребенок развивается по своей уникальной траектории, которую мы обозначим на этой модели восходящей спиралью. Спираль, отражает, что каждый человек, в следствии своего уникального опыта и условий развития, отклоняется от вертикали специфическим образом.
При этом при малейшем отклонении от вертикали на человека, начинает действовать центробежная сила, которая усиливает и раскручивает спираль.
Как правило, большинство людей доходя до срединного уровня (это уровень — социума), встраиваются в социум (приобретают профессию, находят работу, место жительства, женятся)…, далее обустраиваются и живут на этом уровне, и их потихонечку сносит по течению от центра.
Чем они успешнее, например, известные артисты, или политики – тем, больше они встроены в социальную систему, и на этой модели, это изображается как сильное отклонение от вертикальной оси.
И только редкий человек, достигнув уровня социума и заняв на нем какое-то место начинает задумываться о смысле жизни и еще более редкий от своих раздумий переходит к действиям и совершает усилия по поиску этого смысла, что на модели может быть сопоставлено с движением вверх. Эти усилия как правило сопряжены с трудностями, поскольку необходимо двигаться против мейнстрима, образуемого центробежной силой, чтобы приближаться к центру, преодолевая силу социального само-сохранения, которая как правило влияет на каждого человека. Соседи, друзья, родственники, коллеги как правило и предъявляют эту силу духовному искателю – куда ты собрался? На семинар? Совсем с ума сошел …
И так далее…
Чтобы уйти с привычной работы или развестись с женой или изменить образ жизни необходимы прежде всего внутренние усилия. Они-то и являют из себя путь развития человека.
Лишь некоторые люди в истории человечества дошли до предельной точки в развитии (на картинке — совершенство) и в разных культурах таких людей называют по-разному: Просветленные, Святые, Дважды-рожденные.
Каждый из этих людей добрался до верха, пройдя какой-то путь, и часто этот путь впоследствии канонизируется по форме, и возникают ритуалы, а потом религии. Например, традиция Дхамма-Хаус канонизировала практику «випассана», потому что Будда пришел с помощью нее к Просветлению, или за Христом были канонизированы и его Рождение, и его Воскресение и многие другие события его жизни. Те, кто следует канонам «как бы» пытаются повторить этот путь, но это уже не путь, а лишь форма пути, поскольку она не наполнена тем внутренним усилием, которое и позволило первопроходцу пройти. Таким образом постепенно содержание пути выхолащивается и он становится частью социальной структуры, вписываясь в социум, как бы опадая вниз (если смотреть на картинку), как сейчас это произошло с традиционными религиями.
Настоящий путь наверх для каждого человека – уникален, неповторим. Ведь каждый человек уникален. Некоторые принципы пути, шаги – по сути своей одинаковы, но форма шага для каждого человека – своя. Поэтому только повторение форм и ритуалов, как правило, не дает результата в вертикальном развитии. Это – лишь движение по горизонтали. Но, оно проще, поэтому, у традиционных религий так много последователей.
Между тем внутреннее усилие направленное на развитие часто сопряжено с трудностями, поскольку человек идет за пределы обыденности, проходя насквозь социальные правила и ритуалы.
И помощь, поддержка на этом пути может быть очень и очень полезна, особенно, если ее оказывает человек, который продвинулся дальше.
Поэтому, настоящей традицией, помогающей продвинутся вверх является не последовательность ритуалов, которые необходимо делать, а живое взаимодействие с уже идущими людьми, которые помогают друг другу взбираться, иногда страхуя, а иногда обозначая вершину.
И такой подход к помощи я называю, Игратехника. Это – система, потому что включает в себя и рациональные принципы развития человека и иррациональную, чувственную компоненту, которая передается от человека к человеку. Интегрируя в себе и то и другое, Игратехник создает восходящий поток, продвигаясь вверх и помогая другим. Подобная интеграция – это творческий процесс, поскольку происходит в уникальных условиях здесь и сейчас. Эту творческую компоненту и подчеркивает слово – ИГРА, включенное в название.
Техника же подчеркивает и привносит рациональность и возможность сознательного проектирования Игры, Процесса, помогающего интеграции внутреннего мира человека. Трансценденция за границы – как правило есть следствие интеграции, как переходной точки.
При этом интеграция внутреннего мира участников процесса в первую очередь зависит от их свободных выборов. И она может происходить, а может нет.
Критерием же того, что интеграция случилась часто может быть – рождение нового смысла, причем любого масштаба, от смысла конкретной деятельности, до смысла жизни.
Таким образом,
Игратехника — это система развития человека, позволяющая, вдохновлясь трансперсональными переживаниями, трансцендировать переживание смысла собственной жизни за пределы индивидуума, таким образом, позволяя расширить и углубить восприятие реальности, что, как правило, приводит к росту психологической устойчивости, уверенности в себе и оптимизации своего отношения с окружающей средой.
Данный результат в ИгрАтехнике достигается за счёт системной работы с клиентом, т.е. за счёт синергетической среды, включающей в себя ОДНОВРЕМЕННО акции и трансакции взаимодействия с телом, психикой и интеллектом клиента.
Примечания:
[1] Абрахам Маслоу. Дальние пределы человеческой психики. Издательство: ЕвразиЯ, 1997 г.
[2] Т.И. Гинзбург. Диссертация: Решение задачи интеграции психики через преодоление проблемы бесконечного. Ярославль 2010.
Библиография
Д.А.Леонтьев. Психология Смысла. Издательство «Смысл», 1999.
М.Чиксентмихайи. Поток. Издание ООО «Альпина нон-фикшн», 2011.
Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. Психология мотивации и эмоций. Издательство ООО «Издательство Астрель», 2009.
С.С.Хоружий. Фонарь Диогена. Издательство Е.Мокеева, И.Пронин, 2010.
К.Мямлин. Высокий коммунитаризм как русская идея. Издательство ИД «Кислород», 2011.
Х.Кэдьюсон, Ч.Шефер. Практикум по игровой психотерапии. Издательство ЗАО «Питер Бук», 2001.
Д.Надлер, Ш.Хибино, Д.Фаррелл. Мышление полного спектра. Издательство ООО «Попурри», 2001.
Автор:
Татьяна Гинзбург,
игратехник ШИ, доктор психологических наук
www.daism.ru