Пристальное самонаблюдение
Пристальное самонаблюдение – это внутренняя практика по наблюдению собственных психоэмоциональных процессов. Иными словами, это практика осознанного действия. Когда наблюдение своих реакций on-line уже не будет составлять труда, мы начинаем углубляться вниманием вдоль проявленной эмоции к ее источнику, наблюдаем его, и тем самым автоматически истощаем его силу и власть над нами. Говоря иным языком, этим процессом мы растворяем свою застарелую травму, которая управляла нашими эмоциями, программировала нашу психику. Каждый такой источник растворяется за годы пристального наблюдения за ним — с годами мы все ближе подбираемся к нему, а потом все глубже проникаем в его сердцевину.Пристальное самонаблюдение – это внутренняя практика по наблюдению собственных психоэмоциональных процессов. Иными словами, это практика осознанного действия.
Пристальное самонаблюдение – четыре стадии практики
Для выполнения этой практики требуется сильный интеллект, развитое мышление и ясный рассудок. Можно сказать, что это инструменты этой практики.
Насколько глубоко и детально мы можем наблюдать процессы внутри нашего естества, зависит от количества нашего сознания. Чем больше мы осознанны, тем сильнее и глубже мы сможем фиксировать наше внимание на том или ином внутреннем процессе.
Глубокое сознание приобретается вследствие очищения от внутреннего мусора, который мешает естественному росту сознания. Других механизмов для роста сознания не существует. Внутренний мусор «съедает» наше сознание, высвечивая его в виде эмоций, желаний, идей и суждений, которые он же и продуцирует.
Поэтому в начале практики сознания в человеке не очень много, и его внимание поверхностно (прилипает в основном к «внешним» явлениям). Такое внимание не способно на пристальное самонаблюдение – его целиком поглощают жизненные ситуации. Человек проживает ситуации, не фиксируя себя в них.
По этой причине для первичного накопления сознания были разработаны отличные техники, содержащие небольшие «уловки», чтобы мы могли обмануть подсознательные механизмы. Совокупность этих механизмов и есть мусор, образующий нашу Самость.
Так за счет этих техник мы вопреки стараниям Самости можем принудительно фокусировать наше внимание на внутренних процессах – разобрать их по косточкам. Не так страшно, если в самой ситуации мы «забылись» и позволили реализоваться нашему мусору. Это не беда, пост-анализ он также очень хорош – ведь зачастую эмоциональная вовлеченность сознания еще долго тянется за событием. Кроме того, ситуации всегда повторяются, и у нас еще будет возможность блеснуть своим тотальным самоконтролем on-line.
Ситуации будут повторяться вновь и вновь, пока мы их притягиваем к себе своим внутренним мусором. Таков закон Кармы.
Лучшие техники
Поскольку лучшие техники описаны уже давно и много раз, то не имеет смысла повторять их в этой статье. Из современных авторов можно посоветовать техники, описанные Кэти Байрон, когда мы за счет дополнительных приспособлений (тетрадь и ручка) добиваемся того, что ставим себя перед фактом наших проблем, попирая тем самым волю Самости; это чуть менее технократичные (но не менее эффективные) методы, рассказанные Лиз Бурбо; это косвенные техники остановки внутреннего диалога во время бодрствования (при помощи отвлечения самостного внимания на ходьбу, на звуки, на дыхание, при концентрации на различных частях тела и т.д.); это методы гештальт-терапии; техники разотождествления себя и того, кто сейчас находится в ситуации (Самость всегда против такого, ведь ее тайное оружие – это быть невидимкой, быть с нами одним монолитом и через это действовать внутри нас от нашего же имени); многочисленные прочие техники психотерапии, применяемые современной психологией для облегчения жизни пациенту (заметная часть которых пересекается с техниками, применяемыми в традициях мировых религий) и пр.
Можно сказать, что это подготовительный этап в овладении практикой пристального наблюдения.
Также полезны такие волевые жесткие техники, как техники прямой силовой остановки внутреннего диалога, техники остановки сна (т.е. остановка хаотичного внутреннего диалога во время фазы быстрого сна), техники концентрации неделимого внимания на объекте (точке), техники перемещения воспринимающего сознания за пределы физического тела. Эти техники приучают ум к подчинению воле человека, а не произволу Самости.
И самая любимая и действенная техника очищения – это Внутренняя Улыбка. Она как тайфун, как ураган, как цунами выметает весь мусор из нашего естества прямо в голубое небо!
Однако эта техника проста только на первый взгляд. Она не относится ни к подготовительным техникам, ни к техникам пристального самонаблюдения. Это еще одна сильная техника внутреннего очищения, задающая правильные энерготоки во внутреннем пространстве.
Вопросы Доброй Воли
Обратите внимание, что «воля человека» и «воля Самости» — понятия разные. Обычно эти понятия не разделяются. «Воля Самости» — это та воля, которая часто употребляется в бытовом смысле. Воля человека – это осмысленные, осознанные действия, независимые от Самости, направленные не на ублажение Самости.
А какие наши действия не направлены на ублажение Самости? Только подлинная практика соответствует этим действиям. Все остальное – это ублажение Самости, а значит, проявление ее воли.
Вы скажете: «а вот если я еду на работу – это тоже проявление воли Самости?».
Дело не в том, что вы делаете по форме действия, а как вы это делаете по содержанию. Мы же говорим о внутренних практиках. Поэтому нас интересует не «что», а «как». Если вы едете на работу в раздражении или унынии – это воля самости. Если вы едете на работу с внутренней улыбкой – это настоящая практика.
Как соотносятся Воля человека и Божья Воля?
Воля человека нужна лишь до тех пор, пока человек не достиг чувствительности к Воле Бога. Как только Святой Дух начинает проявляться в ощущениях практикующего (через область Сердца), так Воля человека с великой радостью вверяется в Волю Божью. Каждому, кто начал ощущать течения Духа Святого, становится ясно, что иначе нам не выбраться из Мира Страстей.
Мы сюда попали по своей Воле, поэтому чтобы выбраться, нам для начала надо эту Волю вернуть в наше распоряжение и с ее помощью довести свою внутреннюю чистоту до состояния, когда становится возможным богоприятие. И когда это начнет происходить, стараться не трогать эту «нашу Волю», позволяя Богу в своих различных проявлениях руководить нашим возвращением.
Как отличить волю Бога от проявлений Мира Лукавого?
Все просто – нас порабощают через гордыню, которая существует лишь в уме. Просто следите за тем, через какой механизм вы чувствуете влияние на себя. Если это влияние – манипуляции через гордыню, то какие могут быть сомнения? Это уж точно не Бог. А для того, чтобы осознавать эти манипуляции – необходимо овладевать пристальным наблюдением за внутренними процессами.
Это взращивается в непрерывной длительной практике. Безусловно, пустой болтовней или «врожденными» талантами этого не добиться. Тут рождаются грешники, чтобы рано или поздно встать на путь исправления – а для этого нужен труд, а не талант.
Если же романтически настроенный читатель скажет, что бог и без того кругом – во всем, в каждой травинке и даже в гордыне и Самости. Или как вариант, что человек и так может слышать волю бога, стоит только попросить об этом «всем сердцем и от души». Отлично. Если вы достигли такого высокого духовного уровня, то вас, как читателя этого текста, не существует – проверьте свой пульс. Ведь этот текст не настолько продвинутый, чтобы быть полезным для тех, кто обрел понимание Единства Мироздания.
Переубеждать или разубеждать – не входит в задачу этой скромной статьи. Это задача Бога. И кому, как не Ему, ведомо, когда и как это делать. Как правило, это делается большими и малыми «обломами по жизни». Пока «благостное» мировоззрение человека не начнет трещать по швам. «Розовые очки» слетают, а за ними – мир удивительных открытий «о добре и зле, о лютой ненависти и Святой Любви».
Первый этап
Пристальное наблюдение собственных реакций прямо во время каждой ситуации – это действенная техника по вычищению себя. Чем больше становится осознание, тем глубже и детальнее оно способно наблюдать за проявлениями в нашем внутреннем пространстве. Это могут быть не только проявления Самости, но и другие проявления нашего существа. Однако в начале практики Самость настолько доминирует, что все другие проявления на ее фоне незначительны.
Как осуществлять эту практику? Надо непрестанно часть внимания удерживать на своих самоощущениях. То есть внимание должно разделиться – его должно хватать как на сами действия в какой-то ситуации, так и на непрерывное (!) наблюдение своих реакций при этом. Это называется отдавать себе отчет в своих поступках.
Ситуации будут стараться поглотить целиком все ваше внимание. Эмоции будут стараться реализовать себя в вашем сознании – затопить ваше сознание. Но вы должны хотя бы часть вашего внимания сохранять в состоянии «стороннего наблюдателя» — того, кто наблюдает за внутренними процессами. С годами тренировок это не составит труда.
Вы скажете, что постоянно думать о своих реакциях – это такая скука! Куда лучше сделать шаг в неизвестность и познать себя в отчаянном прыжке с парашютом, инструктором, запасным парашютом, страховочным тросом и спасательным жилетом – с десятиметровой вышки прямо на батут! Это испытание для настоящих воинов.
Безусловно, следует поступать именно так. Это же ваша жизнь.
Второй этап
Пристальное наблюдение за собой позволяет видеть неправильные реакции (поступки, слова, мысли, ощущения, чувства, эмоции). «Рассматривая» их незахваченным страстями вниманием мы ослабляем их действие. Это позволяет не растрачивать осознание.
Следующим этапом этой практики является обнаружение их источника, покоящегося где-то в недрах нашего естества и испускающего все эти «ароматы».
Когда наблюдение своих реакций on-line уже не будет составлять труда, мы начинаем углубляться вниманием вдоль проявленной эмоции к ее источнику, наблюдаем его, и тем самым автоматически истощаем его силу и власть над нами. Говоря иным языком, этим процессом мы растворяем свою застарелую травму, которая управляла нашими эмоциями, программировала нашу психику. Каждый такой источник растворяется за годы пристального наблюдения за ним — с годами мы все ближе подбираемся к нему, а потом все глубже проникаем в его сердцевину.
При этом могут проявляться различные состояния и даже визуальные «вспышки» неожиданных воспоминаний, которые соответствуют сопутствующим обстоятельствам, когда мы «приобретали» этот источник.
Растворяя какой-то источник день за днем, однажды мы перестанем наблюдать его проявления в нашем психическом поле. Нам покажется, что мы излечились от этой травмы. Но нет. Есть еще третий этап пристального наблюдения.
Третий этап
Третий этап касается наблюдения за полем мимолетных мыслей. Когда источник (травма) перестанет испускать команды (эмоции), наблюдение за своими мимолетными мыслями всегда выявит «следы» этой травмы. А это означает, что травма перешла в стадию «спячки».
Какие это могут быть мысли?
Например, наблюдая за поведением другого человека мы можем с облегчением заметить, что еще не так давно мы сами могли так поступать (или испытывать такие эмоции). Но теперь — все иначе, мы вне игры.
Вне игры? А откуда взялась эта мысль? Эта мысль и есть «след» источника. Травма настолько слаба, что больше не может управлять нашей эмоциональной сферой, но ее еще хватает, чтобы засорять поле наших мыслей.
Из этого может прорасти «гордыня праведника». Того, кто не испытывает бесконтрольных эмоций. Того, кто знает и ценит свою чистоту. Того, кто сравнивает себя с другими людьми. Того, кто стоит на вершине достижений своей практики. Того, кто не догадывается о том, что «своя практика» – это всего лишь ловушка. Кто не догадывается, что другим людям надо сострадать и любить их, а не красоваться на их фоне в своих обманутых глазах.
Дальнейшее духовное очищение, сопряжено с богоприятием. Оно окончательно излечивает подобные «рубцы». Богоприятие — это еще более трудная многолетняя практика.
Промежуточные выводы
Итак, внимание человека – магический инструмент. Если мы его фокусируем на деньгах, то мы обретем деньги. Если мы внимание фокусируем на муже – мы обретем мужа. Если внимание фокусируем на себе – мы обретем себя. Подробнее об этом читайте в бюллетене «О векторе жизненных усилий».
Однако практика пристального наблюдения требует многолетних тренировок и отречения от других ориентиров жизни – только фокусируясь на собственных проявлениях изо дня в день можно освоить пристальное наблюдение. Вы скажете, что вы много работаете и у вас мало времени? Дело не в занятости, а в том, как вы понимаете смысл вашей жизни. Если вы уже добрались до понимания жизни как подготовки к смерти, то и на работе (с начальством, с подчиненными), и по дороге на работу (в метро, трамвае), и на семейном пикнике (в лесу или на море) – везде у вас будет и поле для практики, и время для нее.
Возможно, вы скажете: «Нельзя же так фокусироваться на себе! Если так фокусироваться на себе, то не получится создать семью, родить детей, вырастить и воспитать их». Конечно, не надо фокусироваться на себе. Надо делать то, что считаете нужным. И всегда думать своей головой, а не головой советчиков. Этот текст не исключение. Поэтому если вам надо рожать детей – рожайте. Как же иначе? Иначе – будет неправильно.
Но если честно, одно другому не помеха, и даже наоборот – все зависит от вас.
Возможно, вы скажете: «Нельзя же так фокусироваться на себе! Если так фокусироваться на себе, то не получится дарить любовь людям, верить в бога, идти путем просветления – для всего этого надо фокусироваться на людях, боге и просветлении». Вы собираетесь дарить любовь людям из состояния заблуждения или омраченности сознания? Вы будете им дарить мрачную любовь? Это поэтично… Заблудшую любовь? Это эротично…
Но какое отношение это имеет к любви? — Никакого.
Практика богоприятия
Во всех подлинных религиях сказано, что начинать практику надо с очищения от гордыни. Гордыня – корень многих ветвей: жадности, раздражения, важности, корыстолюбия, властности, похоти, жалости, болтливости, прозорливости, заумности, фанатичного преклонения и т.д.
До какого-то уровня такое очищение достигается пристальным наблюдением. Однако полное очищение невозможно сделать для «своего просветления» или «своего познания» — это самообман. Такое очищение не будет полным. Оно будет полным, если его делать ради вверения своей Души Богу – прямо в Его ладони. Это и есть практика богоприятия. Трудная практика. Учиться ей — это как учиться дышать в бескислородной атмосфере или как держаться руками за воздух, когда под ногами пропасть.
Если ваш опыт говорит, что богоприятие сопряжено с позитивными эмоциями, возвышенным настроением и устойчивым пищеварением – пусть будет так. Однако тот, кто переживает практику богоприятия уже не читает таких заметок, ведь этот текст не такого высокого уровня, чтобы быть полезным для этих людей. То есть либо ваши представления о богоприятии – фантазии гордыни, либо вы не читаете это. Выбирайте.
«Учиться держаться за воздух» – это длительная практика. От предыдущего этапа исчерпывания личных травм ее отличает наличие глубинной сакральной радости присутствия Бога. Где-то рядом, где-то совсем недалеко, как будто за полупрозрачной пеленой, скрывающей нас от Его прямого взора – строгого, любящего, питающего и требовательного.
Четвертый этап
Техника пристального наблюдения останется актуальной и в этой практике. Ведь вслед за самостными реакциями, которыми переполнен человек вначале, идет обольщение естественными проявлениями наших «новых» возможностей. Ранее они были недоступны из-за оков Самости, а теперь они нас захватывают и околдовывают своей удивительной красотой, гармонией и силой. Мы, не знающие себя, неминуемо начинаем путать свои собственные проявления с проявлениями Бога, и процесс богоприятия может выродиться в изощренный духовный нарциссизм.
Так покинув уровень глупости, мы сталкиваемся с прелестными иллюзиями. И только интеллект, здравый смысл, трезвый самоанализ и практика пристального наблюдения остановят прельщение сознания ложной благодатью – благостностью естественных проявл
8000
ений слегка очищенного человека.
Из материалов сайта
happybasket.ru