О чайной культуре. Основы
С чаем знакомы все. Но что вы слышали о таком понятии, как чайная культура? Возможно, для вас это всего лишь шарик связанного чая в стеклянном чайнике? А может, вы участвовали в создании первого чайного клуба России вместе с Виногродским? И почему сейчас люди переходят на листовые чаи и покупают чайные сервизы с чашками на один глоток? Китайский, индийский, кенийский, турецкий, краснодарский, индонезийский, бирманский, индонезийский… И в каждой стране делают несколько сортов. Где-то их можно пересчитать по пальцам, а где-то их сотни и тысячи.С чаем знакомы все. Но что вы слышали о таком понятии, как чайная культура? Возможно, для вас это всего лишь шарик связанного чая в стеклянном чайнике? А может, вы участвовали в создании первого чайного клуба России вместе с Виногродским? И почему сейчас люди переходят на листовые чаи и покупают чайные сервизы с чашками на один глоток?
Китайский, индийский, кенийский, турецкий, краснодарский, индонезийский, бирманский, индонезийский… И в каждой стране делают несколько сортов. Где-то их можно пересчитать по пальцам, а где-то их сотни и тысячи. История чайного напитка вполне может потягаться с историей вина, но традиции употребления чая менялись вдоль и поперёк огромное число раз. Открыт он был случайно одним из трёх божественных императоров, и сразу же был почётно включен в список лекарственных растений. Провинция Юннань на юге Китая по праву считается родиной чайного дерева.
Долгое время чай считался напитком медитативным. Человек, готовящий его, должен был иметь простоту отшельника и благородство учёного мужа. Монахи использовали зелёный чай для медитаций, ведь он притуплял чувство сна, а его варка (первоначально чай именно варили в специальном котле) была сложным и внимательным процессом. Где-то в третьем веке нашей эры чай уже становится более распространённым благодаря буддистским монахам, которые включали чай в свой рацион, принимали непосредственное участие в сборе и обработке чайного листа. Хотя формально чай нельзя привязать к какой-либо из великих школ китайской философии, до сих некоторые лучшие сорта чая производятся исключительно благодаря труду монахов.
В 8 веке нашей эру свет увидел чайный канон ЛуЮя, гуру чайного действа, глубокого почитаемого среди любителей вдумчиво и правильно попить чая. В книге подробно описывалась технология сбора чая, выбора места и почвы для посадки чая, как определить, что чай уже созрел, при помощи какого оборудования чай приводят в конечный вид. Рассказывается и о утвари для чаепитий и о варке чая. Важно и описание воды, которое до сих пор считается лучшим руководством для подбора воды для чая. Эта книга — важнейший памятник литературы, посвящённый чаю.
Чуть позже чай попадает в Японию, где вметсе с развитие буддизма в Х веке чайная церемония принимает свою форму.
Вкратце, чайная философия Японии не так символична, как в Китае. Акцент делается на внимательном и спокойном отношении к приготовлению чая, внутренних качествах чайного мастера, настроении гостей. Базовый подход выработался сразу, в VIII веке, но только в XVI веке мастером Сен-Но-Рюкю была гармонизирована система чайного действа.
История циклична. Подъём сопровождается спадом, волны нарастают и разбиваются о гладь времени. То же самое происходит и с чаем. Были периоды, связанные с общим положение китайского государства, как то нашествие монголов, или экономические кризисы, когда о развитии чае забывали. Но были и золотые века. В 14-15 столетиях начинаются активные эксперименты с рассыпным чаем (ведь чай до этого преимущественно прессовали, наподобие чая пуэр, или монгольского плиточного чая), а также с чайной посудой. Появляются и заварочные чайники, которые сделали возможным готовить чай методом пролива, регулируя время настаивания и температуру воды, что позволило эмпирическим путём определить базовые рекомендации для заваривания разных сортов чая.
Ударом по чайной культуре были и политические потрясения в 19 веке (опиумные войны), коммунистическая культурная революция. Лишь в 70-х годах чайное дело Китая начало возрождаться, активно поддерживаться государством, и вскоре производство чая стало важнейшей отраслью экономики страны. Примерно в этот же период и появился так любимый россиянами чёрный шу (готовый) пуэр, отличающийся характерным ароматом старости, дерева и влажности.
О видах чая будет рассказано в следующей статье.
Дмитрий Кривошеин
Чайное пространство Фаджань