Путь йоги: от тела к осознанию
Практика хатха-йоги на базовом уровне, в рамках общего процесса метаморфоз на пути «тело-восприятие-осознание», не предполагает ничего более чем серию физкультурно-дыхательных техник, направленных на изменение общей физиологии человеческого организма, оптимизации физического функционала в целом. Если игнорировать традиционный взгляд на хатха-йогу, ее включенность в восьмиступенчатую сетку развития «тело-восприятие-осознание», и сосредоточиться лишь на ее «физкультурном» аспекте, получаем радикальный, эффективный способ изменения бытия тела (как носителя биологического аппарата обеспечения возможности функционирования процессов восприятия и осознания), но не более того…Практика хатха-йоги на базовом уровне, в рамках общего процесса метаморфоз на пути «тело-восприятие-осознание», не предполагает ничего более чем серию физкультурно-дыхательных техник, направленных на изменение общей физиологии человеческого организма, оптимизации физического функционала в целом. Если игнорировать традиционный взгляд на хатха-йогу, ее включенность в восьмиступенчатую сетку развития «тело-восприятие-осознание», и сосредоточиться лишь на ее «физкультурном» аспекте, получаем радикальный, эффективный способ изменения бытия тела (как носителя биологического аппарата обеспечения возможности функционирования процессов восприятия и осознания), но не более того…
Модель эволюции человеческого существа, прописанная в «Йога-сутрах», предполагает, что практика хатха-йоги, как таковая, занимает третью ступень среди прочих восьми ступеней в тотальной оптимизации и дальнейшей эволюции всего аппарата человеческого существа в целом, что указывает на ограниченность изолированной практики исключительно телесно ориентированных техник и дыхательных упражнений. Проблема нашего времени заключается в том, что технологией йоги, как поэтапного, интегрированного процесса изменения человека, на основе описанного восьмиступенчатого алгоритма, не обладает практически никто из мастеров и ни одна из общеизвестных популярных школ не демонстрирует последовательного системного подхода в использовании и внедрении плодов практики хатха-йоги в поле дальнейшей работы с восприятием и осознанием. Ведется оживленная дискуссия о том, возможна ли хатха-йога без раджа-йоги, и наоборот, и делаются спекулятивные выводы, но создается впечатление, что большинство спорящих не понимают или игнорируют суть явления – «раджа-йоги».
Йога, безусловно, является системой развития, весьма функциональной, с аппаратом техник, последовательное внедрение в практику коих приводит ко вполне определенным и четко фиксируемым результатам, а именно – кардинальному изменению СПОСОБА ОСОЗНАНИЯ. Именно изменение способа, которым человеческое существо осознает себя, как часть мира, и мир, как часть самого себя, является той целью, которая, как видится, стоит в условном конце данного пути.
Как это работает?
Большинство из нас начинают практику йоги именно с ее физкультурной части. Хорошо, если физкультурные тренировочные алгоритмы приходят к нам в чистом виде, то есть незамусоренные «пониманием» процесса йога-тичерами и псевда-гуру. Чаще же бывает наоборот. Человек приходит на йогу, на первом занятии уже поет мантры, пытается встать на голову, а в завершении часа самозабвенно медитирует. Беспорядочная практика в подобном ключе способствует пополнению практикующим числа «эзотерически повернутых» индивидов, которые чаще всего обречены на долгое блуждание в трех соснах своих фантазий и ведению возвышенных, но пустых бесед с применением околойогической лексики.
Общий алгоритм раджа-йоги прост: работа с функционалом человеческого существа согласно цепочке – «тело-восприятие-осознание» с использованием соответствующих техник. Никакой мистики, никакого Бога, никаких чакр…
Человек осознает, осознание является плодом синтеза работы внимания и рассудочной части разума. Фактически осознание является суммой двух сложных функций – внимания и рассудка… Внимание предоставляет информацию в виде сигнала в рассудочную часть сознания, где происходит синтез предыдущего опыта с информацией, данной вниманием, на основе чего в дальнейшем формируется суждение. Это, естественно, упрощенная, но рабочая схема.
Вниманию в каждый момент времени доступен весь возможный диапазон восприятия, но человек пропускает входящий по каналу внимания сигнал через интерпретационную сетку рассудка. Настройка рассудочной части человеческого сознания происходит под воздействием социальной среды, что обеспечивает однотипность восприятия, то есть все люди видят приблизительно одинаково, что в свою очередь позволяет им выносить одни и те же конституирующие суждения о фактах реальности и таким образом пребывать в состоянии коммуникации между собой.
Возможно ли принципиальное изменение схемы работы «внимание-рассудок-осознание», и каким образом это касается йоги в целом? Изменение возможно, а точнее, возможна трансформация условного алгоритма. Возможность изменения восприятия реальности заключена в преодолении естественно человеческой сетки-фильтра рассудочной части, которая универсальным образом интерпретирует любой входящий сигнал из внешней среды по шаблону имеющихся в опыте матриц с помощью сложной системы ассоциаций. В данном случае задача практикующего состоит в том, чтобы обмануть свой рассудок и показать ему, что возможность восприятия «напрямую» существует. При этом рассудок не упраздняется из схемы осознания, иначе индивид становится неадекватным и не может активно взаимодействовать с другими элементами социума. Иными словами, мы обходим рассудочный фильтр на этапе получения сигнала извне, чтобы затем использовать его, как бы, «задним числом», на этапе констатации воспринятого и его интерпретации.
Какая роль в данной схеме отводится осознанию? Осознание – главнейшая функция человеческого существа, которая сводится к постоянной, осмысленной индексации потока входящего сигнала, проходящего через сегмент «внимание-рассудок». «Осознавать» значит, находиться в каждый конкретный момент времени включенным в процесс наблюдения и осмысления всего потока входящего сигнала, складывающегося из всего возможного спектра ощущений, информации и суждений, которые формируются на основе взаимодействия с реальностью.
Практика хатха-йоги меняет привычную схему восприятия посредством трех факторов:
– привлечение активного внимания к зонам, которые у подавляющего большинства людей никогда не являлись источником активного сигнала (зоны тела и его компоненты);
– устранения паразитирующих процессов в деятельности мозга (так называемый, внутренний диалог) и установление стабильного «чистого» полотна восприятия;
– устойчивое изменение общей физиологии тела в сторону закрепления новых режимов работы мозга, позволяющих контролировать внимание и осознание и поддерживать выбранные режимы.
Среднестатистический человек представляет из себя существо, чье восприятие находится в блуждающем состоянии, рассудочная часть занята постоянным воспроизведением своего центрального шаблона-фильтра посредством внутреннего диалога, а осознание работает с КПД близким к нулю. Такой человек способен выполнять свои социальные функции и существовать согласно подобранным заранее схемам социально обусловленной жизни, в режиме своеобразного «автопилота». Начав заниматься йогой, человек с первой тренировки сталкивается с тем, что открывает для себя такой модус собственного бытия, как тело. Оказывается, что тело, которое до этого момента было источником редких сигналов «больно-хорошо», может работать в гораздо более широком диапазоне знаков. Человек, который впервые становится в «собаку мордой вниз» и начинает ритмично дышать, испытывает легкий перцептивный шок. Необходимость следить задыханием и интенсивность и частота получаемых от тела сигналов разом выводят осознание из естественного анабиоза. Человек в тот же момент сталкивается с таким органом, как внимание. Именно органом, потому что очень быстро становится ясно, что вниманием можно управлять, концентрировать и деконцентрировать, как в пределах некоторых зон и участков тела, так и в объеме всего тела вообще. Это базовое состояние, в котором пребывает любой практикующий во время тренировки, если, конечно, тренировочный алгоритм выстроен с пониманием данных основ и не забит всякой высокоэзотеричной чушью, которую так любят подать под соусом «классических йогических техник».
Правильный тренировочный процесс выстроен таким образом, что данное специфическое состояние восприятия и осознания со временем начинает преобладать в человеке и после тренировки, то есть восприятие и осознание продолжают находиться в состоянии повышенной алертности и тонусе. Интенсификация процессов внимания и осознания, дополненная естественными остановками внутреннего диалога (как следствие длительного чередования активного напряжения и пассивного расслабления основных групп мышц) приводят к тому, что человек меняется, начинает замечать, что жизнь не исчерпывается социальными функциями и шаблонным, стандартным набором желаний и мотиваций, которыми он руководствовался до этого. Этот своеобразный каталитический процесс естественным образом приводит к цепочке дальнейших изменений, приписываемых таинственному влиянию йоги, воздействие которой на человека, якобы, вербально не выразимо. На самом деле все просто – осознание начинает «видеть» чуть больше и чуть шире, рассудок волен теперь выйти за ограниченные рамки социально стандартных причинно-следственных цепей, общепринятого описания действительности.
Что происходит дальше? А дальше из жизни уходят эмоции. Эмоции, как неконтролируемые флуктуации нашей психики, которые формируются при наложении рассудочных паттернов восприятия действительности на сложную гормональную среду организма, «внутренний диалог» и три базовых инстинкта. Отсутствие эмоций выводит на передний план непосредственное чувствование мира. Чувства, сами по себе, становятся острее и полнее. Ежедневное восприятие и осознание человека, таким образом, выходят на уровень естественного белого полотна, которое воспринимает реальность практически без сетки социальных психологических импринтов, догм и значений. Человек пребывает теперь в специфическом состоянии «невесомости», которое характеризуется утратой смыслов и мотиваций. Утрата эта естественна, поскольку явных задач и значений в жизни, как сложном и нелинейном процессе, не было и быть не может. Жизнь сама предоставляет осознающему и свободному существу возможность найти подходящий для него алгоритм отношений с окружающей реальностью. Меж тем, человек на первых порах ощущает себя «голым королем»… Это совершенно нормально, но стоит как можно быстрее согласиться со своим новым качеством, иначе велик риск застрять на долгое время одной ногой в зазеркалье, а другой – в привычной трясине известного.
Далее, частые остановки внутреннего диалога, постоянное и устойчивое внимание вкупе с пребыванием в состоянии осознанности, приводят к тому, что наши представления об окружающем мире расширяются. Внимание, которое перестает фильтроваться естественным рассудочным ситом, начинает пропускать в «видимую» полосу воспринимаемого диапазона все больше сигналов, которые ранее были перекрыты, так как сознание отбрасывало их, как нечто входящее в противоречие с привычным описанием окружающей действительности. Убедившись на практике, что перцептивный аппарат в состоянии воспринимать полосы сигналов невообразимо более широкого спектра, нежели до этого пропускал естественный барьер рассудка, мы начинаем «видеть», «слышать», «чувствовать», «знать». На первых порах могут наблюдаться и неконтролируемые провалы в состоянии непосредственного восприятия, человек не может интерпретировать полученный сигнал, при этом реальность воспринимаемого не подвергается сомнению. Со временем человек учится интегрировать рассудок и в это новое качество восприятия, но там рассудочный сегмент уже не отсекает львиную долю воспринимаемого сигнала, а выполняет сугубо интерпретационную функцию, которую, в принципе, и должен исполнять изначально.
На протяжении всего своего пути хатха-йога является тем инструментом, который помогает оптимизировать телесный ресурс, дабы тот, в свою очередь, был способен поддержать работу психо-осознавательных функций в измененном режиме.
При анализе «Йога сутр» Патанджали мы обнаруживаем, что именно этот алгоритм лежит в основе восьмиступенчатой системы развития человеческого существа. Я не касаюсь здесь первых двух ступеней – яма-нияма, поскольку они призваны привести существование человека в условиях социума в состояние полного баланса, что в дальнейшем могло бы обеспечить относительно безболезненное извлечение практикующего из лона социальной среды для продолжения все большей интроспекции и погружения в реальность. Шесть следующих ступеней – это путь от работы с телом к контролю внимания и измененным состояниям сознания.
Во всем алгоритме «от» и «до» нет никакой мистики. Все процессы вполне могут быть описаны языком современной физиологии, психологии, философии, физики и так далее. Любой технологический алгоритм работы с цепью «тело-внимание-осознание» должен быть в первую очередь верифицируем и подтвержден накапливаемым личным опытом. Если же под видом йоги вам пытаются навязать систему изысканных, но практически малополезных ритуальных «танцев», то в результате «эволюции», в контексте такого рода техник, вы попадете в плен собственных иллюзий и «высокодуховных» фантазий, которые со временем приобретают самодовлеющую силу.
Правильный алгоритм может быть описан следующим образом:
– Оптимизация и настройка отношений «я-социум», «социум-я», «я-я».
– Оптимизация работы всего телесного аппарата. Изменения физиологии центральных процессов в организме.
– Активизация и поддержание в тонусе аппарата «восприятие-осознание».
– Переход и стабилизация психики человека в режиме повышенного осознания.
– Деконструкция системы социальных стимулов и мотиваций.
– Остановка «внутреннего диалога».
Устранение из привычной схемы восприятия рассудочной сетки-фильтра.
– Работа с вниманием, как с конкретным органом в режиме непосредственного, внеинтерпретационного контакта с реальностью в ее единичных фрагментах и в целом.
– Обратная интеграция рассудочной части в процесс восприятия и осознания, обратный синтез всего аппарата по осознанию в единой структуре.
– Пребывание в измененных состояниях сознания.
Следует отметить, что в вышеперечисленном нет жесткой очередности. То, как это происходит у вас, явится следствием вашего личного опыта практикующего. Лишь правильная практика, основанная на работе с телом, может привести к реализации полного потенциала, заложенного в человека природой. И главной задачей ученика, в таком случае, становится усердная работа над собой и контроль осознания, который не позволит пропустить момент, когда йога заработает…
Источник:
Павел Богачевский
YОГА-журнал