У гнева множество обличий
Природу гнева рассматривали задолго до возникновения психологии и современной медицины. Так в III тыс. до н.э. в Китае гнев считался одной из 7 внутренних причин в возникновении болезней. С этим трудно спорить, тем более что отец медицины Гиппократ утверждал, что «самые опасные болезни – это те, что искажают лица», среди которых, безусловно, гнев. Он словно вторил Цицерону, считавшему, что «гнев, есть началом безумия». В чём зло гнева? В его неуёмной и неконтролируемой силе, содержащей в себе энергию разрушения и саморазрушения.Природу гнева рассматривали задолго до возникновения психологии и современной медицины. Так в III тыс. до н.э. в Китае гнев считался одной из 7 внутренних причин в возникновении болезней. С этим трудно спорить, тем более что отец медицины Гиппократ утверждал, что «самые опасные болезни – это те, что искажают лица», среди которых, безусловно, гнев. Он словно вторил Цицерону, считавшему, что «гнев, есть началом безумия».
И гнев мой страшен силой мщенья,
Животным рыком львиного негодованья
И дела нет мне до прощенья,
Не тронет душу жалость или оправданье.
В Дуэтике гнев, рассматривается этимологически как:
гордыня неистово выраженная
горячий, неудержимый волюнтаризм
гротескное, взрывное недовольство
груз невыносимого возмущения
грань ненависти
гнетущее возмездие
С точки зрения Дуэтики – гнев – это также граница не возврата / грань невоздержанности / глубина неистового возражения или поэтически, – гроза неба Вышнего – колоссальный энергетический выброс, осуществляемый как вовне, так и внутрь, разрушаемый тонкое аурическое пространство гневающегося, и планеты в целом.
Данный список можно продолжить. Но суть от этого остаётся неизменной. Гнев – есть зло. «Нет ничего ужаснее гнева» – такого мнения придерживался древнегреческий философ Менандр.
ГНЕВ КАК САМОРАЗРУШЕНИЕ
«Солнце да не зайдёт во гневе вашем» (Ефес. 4:26)
В чём зло гнева? В его неуёмной и неконтролируемой силе, содержащей в себе энергию разрушения и саморазрушения.
Совместив в себе силу воли и силу желания с невозможностью удерживать весь эмоциональный напор, гнев подобно пожару охватывает своим пламенем все центры живота, запуская их вулканическую активность. При этом вся телесная материя содрогается от пульсирующих толчков недовольства, готового неистово вырваться наружу, заливая всё вокруг лавой негативности и пеплом деструктивности.
Такова динамика проявления скрытого гнева – одной из базовых эмоций негативной направленности.
Страх, гнев, стыд, вина и обида формируют у человека собственную астральную матрицу, которая словно спрут оплетает его существо, не позволяя ему чувствовать себя свободно и естественно.
В контексте гнев, направленный на себя, мы находим всё тот же комплекс неполноценности, присущий любым негативным эмоциональным состояниям и реакциям, содержащим в себе неуверенность; нелюбовь к себе и собственную «несостоятельность», никчемность, слабость, как кажущуюся неспособность достижения чего-либо в ожидаемом русле.
То есть, гнев есть выражением недовольства собою, окружением, социумом и собственного несоответствия определённым стандартам (внешним, поведенческим, характерологическим), в котором комфортное самоощущение покоится на больших возможностях: материальных, духовных, личностных.
И этому есть множество причин. Но самая главная из них – это нежелание подчиняться тем стандартизированным моделям общества, которое далеко от совершенства с одной стороны, и не заинтересовано в выражении собственной индивидуальности – с другой.
Но в гневе есть и искажённое, личностное и обособленное самоощущение избранности с садомазохистской направленностью, проявляемой как некое «достоинство», как протест против всего инертного, статичного. То есть, гнев выступает здесь как эмоциональный вызов конформизму, а также направлен против социальной стагнации.
Самый гнетущий и безжалостный гнев есть такой, который направлен на своих близких и как не парадоксально, любимых людей. Такой гнев есть не чем иным как «страстью, которая любуется и упивается собой». – М. Монтень.
В гневе всегда присутствует несколько негативных элементов. Они, буквально, ткут полотно гнева, подобно шелкопряду нитями недовольства, страха, нетерпимости, раздражения, обиды, вины и даже стыда.
«Как ни неприятнее для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончается в стыде».
– Л. Н. Толстой
Иными словами, недовольство, проявляемое вовне, принимает форму и выражение гнева, приводит часто к самопорицанию, а оно, в свою очередь – к стыду.
«Стыд – это своего рода гнев, только обращённый вовнутрь»
– К. Маркс.
Гнев также часто формирует злость, приводя к раздражению.
Даже у «справедливого» гнева есть разрушительная энергия, ибо человек поддаётся ей всецело, как бы вживляясь в него, являясь выражением гнева в переживании, действии, слове.
ПСИХОСОМАТИКА ГНЕВА
«Наш собственный гнев или досада делают нам более вреда, чем то, что заставляет нас гневаться».
– Джон Леббок.
Любая длительно проявляющаяся негативная эмоция, направленная вовнутрь, приводит к неврозу – вовне – к психозу / истерии. И это в большей степени относится именно к гневу.
В психосоматике гнев рассматривается как реакция концентрации, в которой отсутствует действие, наряду с его демонстрацией и часто внешней реакцией – криком или внутренним переживанием – сдерживанием и / или подавлением.
Так или иначе, гнев является аффективной реакцией вытесненного в подсознание недовольства, несправедливости, негодования, блокирующий функцию гепатобилиарной системы (жёлчный пузырь, печень) – «жёлчный, гневливый человек».
В случае подавленного гнева наблюдается изменение и в гормональной системе организма человека, а именно – возникает секреция (выработка) норадреналина, сужая стенки кровеносных сосудов, учащая сердцебиение, увеличивая артериальное давление; и кортизона, который действует не сразу, но с далеко идущими последствиями, в частности, разрушением вилочковой железы (тимуса) – главного иммунного органа.
Гнев приводит и к аутоиммунным заболеваниям – аллергия и другие аутоагрессивные реакции, когда есть внутреннее неприятие внешними факторами или сложившимися обстоятельствами.
В своей крайней форме гнев, как ярость, переходящая в неконтролируемое бешенство – есть агрессивная экзальтированная форма эмоции негативной направленности – умоисступления, как называл его Гораций.
НЕПРАВЕДНОСТЬ ГНЕВА
«Когда я слышу слова «праведный гнев», меня поражает способность человека к самообману».
– Шри Ауробиндо
И с этим трудно не согласиться, когда мы рассматриваем этимологию слова праведный – безобидный; правосудный; справедливый; безответный; благочестивый; смиренный; кроткий; ангельский. Вот уж чего нельзя сказать о гневе, какой бы несправедливостью он не был бы вызван.
Поэтому словосочетание «праведный гнев» скорее свидетельствует о его неправедности или несоответствию идеалу нравственной чистоты и справедливости.
Каким бы притеснением или унижением человека не был бы вызван гнев, у него есть все предпосылки и механизмы стать агрессией в проявлении, даже если она кажется «оправданной», «необходимой» и даже неотвратимой, как скажем у героя Сандлера в фильме «Управление гневом».
Агрессия всегда разрушительна даже при очевидной расстановке сил, которая «адекватна» определённой ситуации, ибо в ней всё равно присутствует подавление кого бы то ни было с элементами унижения и уничижения. Это как качели, которые не остаются долго в равновесии, всегда склоняясь в чью-либо сторону.
Гнев часто маскирует агрессию, как неспособность выразить / получить энергию любви в ожидаемой форме.
У гнева множество обличий
И масок, и припрятанных обид,
И гордости венок величий
Ранит, и душа неистово болит.
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГНЕВА
У гнева всегда слишком горячее дыхание, свидетельствующее о жаре личности. Нужно охлаждающее действие души, возвращающее разумное и взвешенное восприятие своей эмоционально-чувственной и умственной природы, чтобы избежать дальнейшего возгорания.
Любые базовые негативные проявления, а также взаимодействующие с ними эмоции деструктивного характера, преодолеваются осознанием причин их вызывающих, и глубиной их «прорастания» в собственно эмоционально-чувственное древо личности.
На данное осознание влияет множество факторов. Однако главной преобразующей энергией является безусловная ЛЮБОВЬ, проливающаяся на всю природу человека исцеляющими ручьями принятия, благодарности, терпимости, спокойствия, уравновешенности.
Гнев или недовольство, при смене полярности или направленности в позитивную сторону преображается в модель неудовлетворённости как блага.
Кроме того, недопущение формирования гнева намного важнее и эффективнее, нежели подавление его в себе.
Как уже было сказано ранее, гнев потенциально содержит в себе недовольство чем-либо. Поэтому актуальным будет перенаправление данной эмоциональной реакции в русло изменения отношения или нереагирования / невосприятия.
Это сделать будет трудно только в том случае, если у вас, изначально нет стойкого желания изменения себя с очерчиванием границ своего «Я» и не-я или души и личности.
Установив связь со своей душой, начинаешь эффективно использовать её преображающую и уравновешивающую энергию, стабилизирующую центры ниже солнечного сплетения.
Часто проявление гнева – не столько наличие внутреннего, «собственного» гнева, но вхождение в астральный поток или эгрегор, который словно вихрь энергии втягивает в негативное облако, вызывая ответную эмоциональную реакцию.
В таком случае, важно ощутить на себе его энергетическое и магнетическое влияние и, буквально, выйти из его втягивающего потока направленным вниманием / осознанием и силой воли.
Ну а если ваш гнев часто неконтролируем, с вспышками немотивированной агрессии, то, возможно, что ваше энергетическое тело стало полигоном для астральных атак и, даже, одержимости. Тогда без помощи извне обойтись будет достаточно трудно.
Энергоинформационное Целительство вернёт вам вашу исходную целостность и здоровье, стабилизировав не только эмоциональное тело, но и в целом все системы организма.
Использование данного материала
разрешается только с индексируемой гиперссылкой на автора и на сайт: www.kolesha.ru