Развитие Организма Человека

No Comments

Развитие Организма ЧеловекаГоворя об информации мы, как мыслящие существа, априорно подразумеваем, что информация, кроме её наличия в виде принимаемых нами сигналов, имеет ещё и какой-то смысл. Формируя в своем сознании модель окружающего мира как взаимосвязанную совокупность моделей его объектов и процессов, человек использует именно смысловые понятия. Смысл — понятие, описывающее глобальное содержание. Способность мозга создавать смысловые понятия и связи между ними является основой сознания. Смысл существует в сознании человека в виде слов, образов и ощущений. Человек способен синтезировать исходные данные, формировать из них ценные комбинации, являющиеся решением стоящих перед ним задач.Развитие Организма ЧеловекаБольшей частью живые существа действуют автоматически. Организм изменяет материю в соответствии с возникшим мотивом, который заложен в программу работы его нервной системы, представляющей собой комплекс для восприятия, переработки информации и управления деятельностью организма. Мотивация реализуется действиями исполнительной системы организма.

Организм человека имеет высокоразвитую нервную систему, но большую часть действий тоже выполняет автоматически. Часть программных механизмов автоматических действий человек получает от рождения в форме готовых, отработанных эволюцией реакций. Это безусловные рефлексы.

К примеру, это реакция страха, испуга, реакция на пищу в виде слюноотделения, рефлекс мигания и другие. Эти рефлекторные реакции одинаковы у всех особей одного вида, одинаковы у всех людей.

Процессор нервной системы автоматически управляет организмом в ответ на раздражитель, относящийся к типу безусловных. Сложным безусловным рефлексом называется инстинкт. Животным присущи четыре основных вида инстинктов: пищевой, половой, родительский, оборонительный.

В отличие от простых безусловных рефлексов, инстинкты обычно регулируются стимулами аналитической системы по результатам информационной оценки внешней среды и состояния организма. Регулирующее инстинктивное действие на организм производится не только энергетическими импульсами нервной системы, но и гормональным химическим управляющим воздействием, вызванным: голодом, жаждой, болью и другими.

Любой инстинкт представляет собой информационный механизм удовлетворения потребностей организма. Модель этого механизма состоит из пяти элементов:
• источник потребности;
• стимулирующее действие потребности на мозг;
• оценка стимула, являющаяся программой преобразования стимула в решение о действиях существа;
• программа действий существа;
• объект действий существа.

Источник потребности – информация о состоянии организма, определённом его аналитической системой, как требующее изменения. Аналитическую систему составляют рецепторы, проводящие нервные пути и соответствующие участки в коре головного мозга, вызывающее состояние голода или жажды и прочие.

Стимулирующее действие на организм представляет собой информационно-энергетическое воздействие аналитической системы организма на мозг для образования побуждающего влияния и одновременно сигнала обратной связи о результатах действий по изменению условий жизнедеятельности организма. Чем сильнее побуждающее действие, тем большие препятствия организм готов преодолеть для удовлетворения инстинктивной потребности.

Оценка стимулирующего действия состоит во взвешивании силы этого действия и силы противодействующего стимула, например, в определении трудозатрат на удовлетворение жажды. Оценка противодействующего стимула определяет порог игнорирования ощущений. Достижение раздражения рецептора значения выше игнорируемого, создаёт принятие решения о необходимости, к примеру, встать и выпить воды. Жизненноважный уровень раздражающего действия на организм определяет соответствующее пороговое значение энергоинформационного возбуждения нервной системы, которое автоматически создаёт решение о реагировании путём бессознательного включения программных действий исполнительной системы организма.

Программа действий. Нервная система существа, приняв решение реагировать на раздражитель, создаёт вектор стремления избавиться от дискомфорта и получить нейтральное или комфортное состояние. В спокойной обстановке сознание может составить набор действий соответственно создавшейся ситуации.
Усвоенная организмом информация, описывающая набор привычных действий, реализует желанное состояние организма, а сигнал обратной связи с аналитической системой отключит соответствующее побуждающее раздражение.

Например, приём пищи вернёт в нейтральное состояние возбуждённые голодом рецепторы организма, а аналитическая система создаст ощущение удовольствия от раздражения вкусовых рецепторов при приёме пищи.

Для жизненно важных ситуаций, которые определяются автоматическими программами элементарного анализа, организм располагает алгоритмом соответствующих автоматических действий своей исполнительной системы.

Вы, не раздумывая, отдёрните руку от горячего предмета, закроете глаза при порыве ветра в лицо, и у вас автоматически начнётся слюноотделение в ответ на привлекательный запах или внешний вид пищи.

Объект и действия для удовлетворения потребности. Объект означает предмет в окружающей среде (например, пища) или что-то в собственном теле индивида (например, затёкшая рука), что обеспечивает удовлетворение цели.

Информация — это структурированный объем данных, отражающий и определяющий разнообразие различных состояний, структуры и свойств материи, энергии, их изменений и комбинаций во времени и в пространстве, определяющий взаимосвязи структуры и свойств объектов информации.
Информация определяет материю. Информация существует вне нашего сознания, и может иметь отражение в нашем восприятии только как результат взаимодействия. Субъекты материального мира воспринимают и преобразуют информацию. Изменение состояния одного объекта, которое приводит к изменению состояния некоторого другого объекта окружающей среды, может рассматриваться как передача сигнала. Изменение состояния объекта при передаче ему сигнала, называется регистрацией сигнала.

Говоря об информации мы, как мыслящие существа, априорно подразумеваем, что информация, кроме её наличия в виде принимаемых нами сигналов, имеет ещё и какой-то смысл. Формируя в своем сознании модель окружающего мира как взаимосвязанную совокупность моделей его объектов и процессов, человек использует именно смысловые понятия. Смысл — понятие, описывающее глобальное содержание. Способность мозга создавать смысловые понятия и связи между ними является основой сознания. Смысл существует в сознании человека в виде слов, образов и ощущений. Человек способен синтезировать исходные данные, формировать из них ценные комбинации, являющиеся решением стоящих перед ним задач.

Рецепторы воспринимают непосредственное воздействие раздражителей. Рецепторы составляют сигнальную систему живого существа. Сигналы раздражителей (зрительных, слуховых, тактильных и других) информируют аналитическую систему организма о свойствах окружающей среды и дают возможность реагировать. Реагируя, организм изменяет условия своего взаимодействия со средой. Успешные сценарии реагирования живые существа запоминают для последующего быстрого их применения.

Эффективный способ действий копируют и запоминают другие особи этого вида. Правильное реагирование повышает вероятность выживания. Поведением животных, большей частью, управляют программы приспособительных условно-рефлекторных реакций, включающиеся в ответ на непосредственные раздражители.

Рефлексивное поведение развилось в результате естественного отбора вследствие умения живых существ сохранять ценную информацию и передавать её потомству. Отбор, усвоение и использование ценных программ поведения, фиксирование усвоенных программ для потомства совершенствует деятельность представителей вида.

Организм варьирует отношения с миром, корректируя своё поведение и собственное устройство, для того чтобы приспособиться к повторяющимся внешним воздействиям.
Организм совершенствует собственные возможности путём запоминания своих реакций. Эффективные действия, закреплённые существом с его жизненным опытом, называются условными рефлексами. Например, прямохождение или другие усвоенные движения.

Приобретённые рефлексы предполагают усвоенные программы привычных действий. Усвоенная программа действий включается автоматически в ответ на создавшуюся стандартную ситуацию. Она начинает действовать ещё до того, как включается разум.

Живые существа в своём эволюционном развитии всё больше приспосабливаются к окружающей среде и приобретают больше возможностей для её информационного отражения и анализа.
Уровень осознанности существа определяет уровень его свободы в подчинении или неподчинении рефлексу.

Уровень свободы определяет творческую составляющую участия организма в изменении материи, а инстинкт, с мотивационной стороны, представляет собой стандартный эффективный механизм для удовлетворения потребностей.

Вначале у человека отсутствовало то, что мы называем сознанием. Аналитико-синтетическая деятельность возникла и развилась в левом полушарии коры головного мозга человека, и совершенствуется благодаря появлению новой системы обозначений в виде речи. Созданная человеком речевая сигнальная система обеспечивает общение между людьми и отражает объективные закономерности. Слово используется и как средство обозначения объектов и как символ их общих, существенных свойств.

Принцип новой нервной деятельности обуславливает точное ориентирование в окружающем мире и создаёт информационный механизм для описания процессов и объектов окружающего мира. Этот информационный механизм создал возможность исследования, моделирования и прогнозирования течения процессов.

Существенной особенностью сознания человека является самосознание. Осознавая предметы, используемые в своей деятельности, и своё отношение к другим людям, человек стал определять самого себя, выделять себя из окружающего мира. Восприятие человеком себя состоит из осознания своих физических и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и стремлений.

Опыт эффективных действий в различных ситуациях закрепляется социумом как общепринятый шаблон поведения. Восприятие себя и развитие словесной информационной системы человека образовало его сознание, которое позволяет каждому индивиду анализировать возникающие ситуации и находить индивидуальные эффективные действия для их разрешения.

Совокупность словесных обозначений помогает анализировать жизнь, но одни люди более склонны к логическому анализу, они рассудительны и легко оперируют понятиями, а другие впечатлительны, мыслят образами и имеют богатую фантазию.

Более развитое левое полушарие мозга стимулирует склонность первых к использованию второй (словесной) сигнальной системы. Они предпочитают, анализируя, дробить информацию на части и искать в ней смысл.

Имеющие более развитым правое полушарие мозга более склонны к первой сигнальной системе, строящейся на ощущениях. Это люди творческого склада ума, для них характерно целостное восприятие, яркость образов и эмоциональность. По-разному предрасположены к развитию с приобретаемым опытом полушария мозга у мужчин и женщин. По вербальным способностям: речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти, конформности мышления во всех возрастных группах выше уровень у женщин. У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньше атрофируется обоняние.

У мужчин сильнее развито пространственное ориентирование, а у женщин – восприятие деталей окружающей обстановки. В деятельности, где требуется тактика и пространственное мышление, например в конструировании, изобретательстве, охоте, шахматах, мужчины достигают успеха существенно чаще, чем женщины.

Появление и развитие второй (словесной) сигнальной системы человека дало ему возможность обмениваться информацией, логически мыслить, оперировать абстрактными образами и, конечно же, позволило осознать свои желания.

Источник:
Александр Шевкопляс
Книга «Выбери себе судьбу»