Синдром швейцарского сыра
Современное общество предпочитает думать, что в нашем мире главными приоритетами являются доброе сердце, широкая душа, ум и естественность, в то время как у нас вовсю «продаются» разрез глаз, форма носа и количество четких кубиков на прессе. Диктатура молодости, красоты и богатства вывела новую разновидность невроза под названием синдром швейцарского сыра, который массово распространяется среди людей. Синдром швейцарского сыра — на самом деле понятие двадцатилетней давности, которое раньше определялось результатом откровенной дискриминации на почве внешности. Социолог Жан-Франсуа Амадье, автор книги «Значение внешности», приводит в своих трудах статистику, благодаря которой можно утверждать, что накопление капитала красоты полностью определяет за человека всю его жизнь.Современное общество предпочитает думать, что в нашем мире главными приоритетами являются доброе сердце, широкая душа, ум и естественность, в то время как у нас вовсю «продаются» разрез глаз, форма носа и количество четких кубиков на прессе. Диктатура молодости, красоты и богатства вывела новую разновидность невроза под названием синдром швейцарского сыра, который массово распространяется среди людей.
Синдром швейцарского сыра — на самом деле понятие двадцатилетней давности, которое раньше определялось результатом откровенной дискриминации на почве внешности. Социолог Жан-Франсуа Амадье, автор книги «Значение внешности», приводит в своих трудах статистику, благодаря которой можно утверждать, что накопление капитала красоты полностью определяет за человека всю его жизнь. Это значит, что счастливые обладатели привлекательной наружности с большей вероятностью добиваются успеха, строят карьеру и взлетают по социальной лестнице, даже не имея должного усердия и ума в том количестве, как у их более некрасивых сверстников.
Причина — банальна дальше некуда: эффект первого впечатления, неосознанной симпатии человека и благосклонности кроется, как это не печально, в «животных» инстинктах, бессознательной физиологии. Психологические тесты Амадье подтвердили на практике, что красивые люди воспринимаются обществом при первом общении как более умные, честные и добросовестные, а так же, как ни странно, менее агрессивные. Хотя на самом деле красавцы и красавицы более уязвимы и обидчивы. Воспринимая окружающую их благосклонность, повышенный интерес и заботу как должное внимание, эти люди плохо и болезненно переносят предательства и измены. Но зато с ними всегда бывает большее количество людей, которые помогают им пережить трагедию.
В итоге общество своим доброжелательным отношением самостоятельно двигало людей «особых» к пьедесталу, что способствовало укреплению уверенности в себе у привлекательных людей. Ведь к ним тянутся, им подражают, и приводит это к тому, что даже самые закомплексованные по своей природе красавцы становятся более общительными, и в результате круг их знакомств и поклонников растет в геометрической прогрессии. Деление общества на касты, на территорию красивых и всех остальных — это вполне закономерный и практически необратимый процесс, при котором социум делает выбор в пользу того или иного человека. Ведь если представить себе ситуацию необитаемого острова, в которой привлекательный человек оказывается в единственном экземпляре вне всякого общества, то можно твердо говорить о том, что данный Хомо Сапиенс с роду не поймет, какая у него внешность и в чем его особенность. Вне социума такие человеческие качества, как эгоизм, тщеславие и самовлюбленность, попросту не имеют шанса на появление и развитие. Именно общество с его железными негласными законами в массовом порядке дискредитирует людей.
Так кто же может заразиться этим сырным синдромом, и как он проявляется? Феномен, при котором человек чувствует себя продырявленным изнутри, имеет массовый характер и ему подвержены все, кто силами общества, остается за бортом. С точки зрения этого синдрома человек рассматривается как духовная оболочка, которую пронизывают множество дыр: с одной стороны, это ощущение опустошенности, с другой — комплексы, связанные с неудовлетворенностью собой, третье — патологическое невосприятие критики в свой адрес. Продолжать можно до бесконечности. Зависть, ревность, ненависть и отчуждение — это тоже формы синдрома. Живя в постоянном сравнении, попытках дотянуться до своего идеала или менять свою внешность, поведение, характер, «сырные» люди только лишь зарабатывают еще большее количество дыр, находя в себе все новые и новые изъяны, усугубленные постоянными душевными страданиями.
Все бы ничего, да вот только земля — круглая, а жизнь — непрерывная, и все меняется очень быстро. Появление на свет нового диджитал-поколения, которое даже не знает, что можно делать с кнопочными телефонами, привело к смене не только авторитетов и идолов на вершине славы, но и к новым возможностям себя популяризировать. Глобальная сеть, всевозможные социальные приложения, рождение ультрамодных блоггеров совсем не изменили ход событий и не смогли искоренить синдром швейцарского сыра, а даже, наоборот, лишь усугубили его побочные эффекты. «Сырные люди» мутировали и продолжают видоизменяться, как, к примеру, ежегодно мутирует грипп.
Теперь понятие красоты стало слишком субъективным, сформированным в большей степени за счет личного успеха, какого-то определенного набора побед и первым местом на пьедестале популярности. Раньше среднестатистический житель земли идеалом внешности признавал свой собственный антропологический вид, то есть имел четкое и твердое подсознательно сформированное представление о том, что такое красивое лицо, волосы, тело. Работал так называемый психологический механизм импринтинг — первое впечатление. А первое, что видит человек, попадая в эту жизнь, — это образы родителей, и эти впечатления так сильны, что они сопровождают его постоянно. Но блоггеры и их социальные сети умудрились разрушить эту «идеальную» систему, дав понять всему миру, что настоящих стандартов красоты не существует.
И вот перед нами предстает прекрасный псевдоглянцевый слой населения, который, растолкав массы, забирается на самую верхушку жизненного успеха. Но здесь несколько собак зарыто. Успех может оказаться не настоящим, а грамотно сотворенным, придуманным. Допустим, есть чудо-девочка Маруся, которая, допустим, приехала в огромный мегаполис в поисках славы и богатого мужа. Она живет в съемной квартире и практически не питается нормально, потому что у нее нет денег. Ее фотографии хрупкого тела в ленте новостей у фолловеров и лайкеров вызывают запредельное восхищение. Но подпись к фото будет содержать информацию об псевдоинновационных обертываниях и массажах в дорогих клиниках. Потом Маруся не будет есть еще два месяца и сделает себе губы и брови. Далее последует серия снимков в салонах дорогущих машин, которые будут сделаны на самом деле на любой автовыставке, ну а за ними фотографии в платьях от Dior или Celine из примерочных бутиков с тщательно спрятанной за спиной биркой. И так до бесконечности. А с другой стороны экрана своего планшета за Марусей будет кто-нибудь тщательно следить, обрастая большими «сырными дырками» из черной зависти, непроходимой злости и душевных мук. Но обычно комичность такой ситуации заключается в том, что и сама Маруся может полноценно обладать синдром швейцарского сыра — она, попросту говоря, будет осознавать всю нереальность своей надуманной жизни и мучиться от недосягаемости желаемого.
Вторая зарытая собака — это личные ощущения и ожидания человека при столкновении с реальностью. Не псевдореальностью, а самой настоящей реальностью, в которой он уверен, и которую он по определенным причинам постоянно соизмеряет с собственным форматом жизни. По обыкновению так происходит, когда ожидания не совпадают с результатами, которых достиг человек. В возрасте юношеского максимализма начинает выстраиваться путь личности с набором амбиций, стремлений, целей и четким представлением того, каким он видит себя через n-ое количество лет. Все эти понятия и формируют ожидания человека. И если личность сталкивается с нереализованными амбициями к определенному возрасту, происходит переломный момент в жизни, и каждый справляется с такой ситуацией по-своему. Кто-то смиренно закрывает глаза, кто-то в агонии начинает судорожно преследовать недосягаемые цели, а кто-то впадает в неистовую панику. Психологи уверяют, что во многом проблема неравенства позиций ожидания и реальности заключается в нашем современном воспитании: мы живем в век прогресса и возможностей, где нам постоянно твердят, что ты можешь стать, кем захочешь, главное — захотеть. А если ты своей цели не достиг, значит, ты просто плохо старался.
Завышенные планки, до которых за короткий срок допрыгнуть невозможно — глобальная проблема современности. Неправильная расстановка жизненных целей становится уже не стимулом и мотивацией, а причиной постоянного ощущения собственной неполноценности и никчемности. К примеру, человек мечтает приобрести автомобиль марки «Ауди». Это отличная мечта, но только в том случае, если у человека есть стабильная высокооплачиваемая работа, или хотя бы он является хозяином машины попроще. Тогда «Ауди» становится реальной и вполне достижимой мечтой. Если же у человека нет даже заработка, и он находится только на этапе своего старта, то для ближайшего будущего эта цель будет граничить с завышенной планкой, и человек будет в течение долгого времени находиться в состоянии далеком от понимания счастья и завидовать всем, кто полноправно обладает его мечтой. Такой человек гарантировано заболеет сырным синдромом, и вместо переосмысления ценностей жизни и смены приоритетов, станет заниматься самоистязанием, обвиняя себя и окружающих в своих неудачах.
Последствия «сырных» изъянов, как мы видим, слишком многогранны: это и размножение социофобии, и дискриминация в обществе на почве внешности, и неудовлетворенность собой, и даже постоянное ощущение несчастья в жизни. Но от «синдрома швейцарского сыра» можно излечиться. Первое противоядие, как ни банально, — это любовь близких, друзей и окружающих. Любящие люди способны вселять в «прокаженных» уверенность в их значимости и необходимости, в их уникальности и неповторимости, избавляя тем самым человека от ненужных комплексов. Второе лекарство применимо для тех, кто борется со своими «дырами» самостоятельно, — это осознание и переосмысление. Человек не сможет «вылечиться», если не признает того факта, что он болен. Переосмысление ценностей в жизни является важным фактором на пути к избавлению постоянной неудовлетворенности собой. Путь к великой цели должен быть устлан мелкими шажками, каждый из которых будет сопровождаться ощущением счастья и побед. Научиться радоваться мелочам, как это умеют делать, например, дети и не умеют многие взрослые, — это залог спокойной и удовлетворенной жизни. Человеку необходимо понять, что счастье можно и нужно ощущать каждый миг, ведь миг — это и есть жизнь.
Источник:
Диана Ярошенко
www.cablook.com